Нищим – умы, богатым – таланты - Город рваных строк
Навигация


Наши добрые друзья
самиздам - там!! Журнал ESQUIRE


- МОЛНИЯ -


Местное время: 28.03.2024, 20:42
[ Новые послания · Все горожане · Правила города! · ПОИСК · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Shagrost, Stushna  
Город рваных строк » типография дедьки Гиляя » самЪиздат » Нищим – умы, богатым – таланты (Анастасия Ординцова "про Степанова Степана")
Нищим – умы, богатым – таланты
ShagrostДата: Вторник, 14.10.2008, 19:17 | Сообщение # 1
Сказочник
Группа: Магистрат
Сообщений: 2362
Статус: В командировке
http://photoarting.com/tochkax/index.php?showtopic=195%22
"Не было еще гения без некоторой доли безумия"
меж буков... вы представьте, что было бы, если бы я поставли знак копирайта после цитаты! Я откопирайтил б Сенеку! Смех, да и только...
Сенека

Удалось познакомиться с незаконченным творением Анастасии Ординцовой «1725 снов». Хороший, прозрачный сборник очерков молодой учительницы. С любовью и состраданием описаны случаи школьной жизни, с юмором и, даже, цинизмом рассказано о коллегах-учителях. В данной дневниковой книге автор, не стесняясь в средствах, иллюстрирует молодую, неопытную, но очень самоуверенную девушку, которая, на поверку, внутри, в своих мыслях, оказывается скромной, самокритичной, от любого взрослого ждущей колкости, яда.
Примечательно данное творение и своим охватом. Рассказ идет не только о глупых и милых, а иногда не очень-то и милых, поступках детей, но и о жизни, которая кипит как в школе, так и вне оной. Так, Анастасия Ординцова, взяв маленький мирок своей школы, начинает рассказывать о том, что происходит в ее стране, в ее жизни, в ее внутреннем мире, показывает все до мелочи. Хватает всего-то нескольких фраз…
«В холле меня нагоняет одногруппница, пока идем в методкабинет, я узнаю последние подробности схватки с суженым:
- И вот я…а он… не, ну козел, да?...я ему…
Я рассеянно слушаю и вдруг разворачиваюсь всем корпусом к ней:
- Как думаешь, Викторовна, хотят ли русские войны?
Она на секунду обращается в соляной столп, затем хохочет во всю здоровую крестьянскую глотку.
- Та ну тебя, Сергевна! Идем кофе пить, еще тетради проверять…»
Было бы глупым и недальновидным утверждать, что среди прочего рассказа, эта тема возникает случайно. Ранее мы видим рассказ о мамаше в спортивном костюме, которая не может понять, почему учительница указывает на орфографические ошибки в тетради по математике. Посему и видно, что это не просто байки или истории о детях, но и социально, исторически, личностно важный документ – этап жизни молодой учительницы, человека ступившего во взрослую жизнь, в те суровые времена.

Наиболее занимательной, отстраненной (ли?, решать читателю), историей в «1725 снах» является рассказ «про Степанова Степана». История пятилетнего мальчика, которого никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя называть уменьшительно-ласкательным именем Степа, в меру сатирична, в меру юмористична, в меру трагична, в меру социальна. Его жизнь состоит из отсутствия того, что нам всем единственно дорого – свободы: «все время представлял себя воздушным шариком, который по очереди надувают несколько человек, и очень старался не лопнуть». С раннего детства на Степана возлагают ношу, о которой нельзя думать без содрогания. Бабушка пытается сделать его художником, папа – борьбистом, мама растит полиглота… У ребенка отсутствует детство. Нет, это вовсе не значит, что Степан перестал быть ребенком, просто у него отобрали то, единственное, счастливое, что было у многих из нас – понимание мира детскими глазами. Где-то встречалось: «Секрет вундеркинда - приводной ремень папаши». Ребенок этот настолько замурыжен, настолько превращен в сверх-что-то, что когда он, со всем своим, все же детским, разумением, понимает, что перестал выговаривать некоторые буквы в иностранных языках, считает, что просто напросто… поломался! Естественно, как честный и ответственный человек, он заявляет об этом родителям. У родителей в очередной раз «едет крыша», и они СРОЧНО определяют его к психологу-логопеду.
Мальчик многого не понимает еще в жизни. Он может вести себя как взрослый. Он может чинно кивать вам при входе в помещение, он может рассказывать, о том, как догадался разгромить Наполеона, и тут же спросить, что вы думаете о влиянии Франции на политическую жизнь Алжира. Более того, Степан способен продолжить разговор. Это не заученные фразы и вопросы. Это его суждения. Суждения пятилетнего мальчика!
В одном был прав Степан, в том, что сломался. Нет, это произошло не тогда, когда он перестал выговаривать буквы. Это произошло гораздо раньше. Тогда, когда мозг ребенка начал вмещать в себя мысли взрослого. Показательный момент происходит в заключении рассказа. Толстая, не накрашенная, недавно ревевшая от жизни такой «психологиня», в очередной раз собирается принять учтивого лицемера Степана. Отмечается, что «не мог он (Степан, прим. рецензента) всего этого (почму рыдала «психологиня», прим. рецензента) знать, но каким-то шестым чувством угадал, что сегодня – его шанс избавиться от этих обоюдно мучительных встреч». И вот один из ключевых моментов рассказа:
«Степан покряхтел, а затем…
- Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Лиля в лодочке плыла. На дворе трава, на траве дрова. Бронетранспортер. –выпалил он на одном дыхании и, подумав немного, добавил услышанное где-то сладкое, как запрещенный мамой леденец, слово – параллелепипед».
Эта незадачливая шизофазичная тирада кажется нам вначале неуместной и глупой. Но давайте вспомним! К кому там отправили Степана вначале повествования? Ага. Вот! То-то и оно!..
«Женщин надо жалеть», впервые по-взрослому подумал Степан, выходя из кабинета онемевшей теперь психологини» - немаловажный момент, объясняющий мотивацию поступка Степана, говорящий о некоторых его, может и хороших, а может быть и нет, человеческих качествах…
Немаловажны в рассказе и характерные попытки Степана «покряхтывать», как дед. В общем-то, как и у любого ребенка, любимыми существами во всем мире у Степана являются дед и Пра. Деду он старается подражать, ибо очень сильно к нему привязан – Дед – единственный человек, предоставлявший ему свободу, желающий только одного, чтобы ребенок вырос. Пра – это булочки, вкусные, неподражаемые булочки, которые запрещает есть мама.
В данном очерке оспаривается выражение «Гений - это бессмертный вариант простого человека». - С. Довлатов как неактуальное, и более того, уж слишком привинченное к поднебесью. Для того, чтобы опровергнуть данное высказывание, можно всего-то прочитать данный текст и задать вопрос: «Насколько соответствует/будет соответствовать данному высказыванию жизнь и судьба Степана». Стается непонятным все-таки его дальнейшая жизнь. А ведь она может сложиться по разному… Здесь автор оставляет читателю почву для размышлений…

Итак, приступим к критике. Образ Степана – удачен. Образ «психологини» - удачен. Образ родителей – удачен. Стиль написания – легок для понимания. Сложение мозаики сюжета – не без проблем. В частности это относится к окончанию рассказа:
««Женщин надо жалеть», впервые по-взрослому подумал Степан, выходя из кабинета онемевшей теперь психологини.
Второй раз он подумает об этом через 17 лет, когда после смерти Деда уйдет из опостылевшего дома и перевезет в свою «самостоятельную» квартирку все еще живую и вполне энергичную Пра, которая будет печь по выходным Степану Степанову воздушные сдобные булки».
Что хотел сказать последним абзацем автор? В соотношении со странным пониманием мира, и некоторой даже прагматичностью и лицемерием Степана, получается, что он отплатил добром за те самые «булочки». То есть не сделал благого дела просто так, а сделал за что-то, а именно, за булочки Пра, Но... «Второй раз он подумает об этом» - смущает. Может тут показывается, что Степан - аутист? Т.е. он очень редко проявляет к окружающим людям какие-либо эмоции. Спасает Пра от одиночества, в выгоду «воздушных сдобных булок» «по выходным»? Но с другой стороны, если бы он был аутистом... то не было бы тирады... в кабинете психоаналитика... Задается масса вопросов, на которые, без вмешательства автора вряд ли можно получить адекватный ответ. Тем более усложняется восприятие, что из текста не совсем ясно, являются ли бабушка и Пра одним человеком или это два разных персонажа. Вроде бабушка должна быть с Дедом, но с последним оказывается Пра. Из-за сей маленькой недопонятости итог остается неясен… Вердикт: либо расширить, либо переписать понятнее…

Сам рассказ по пятибальной шкале тянет на "хорошо". Если исправить концовку - будет "отлично"

За сим откланиваюсь, ваш дооооооооолгий, Роман Егорво


- Тимон, что это в небе такое сверкает?
- Это светлячки
- А... А я думал, что это огромные газовые шары, которые находятся за миллиард лет до Земли....
 
Город рваных строк » типография дедьки Гиляя » самЪиздат » Нищим – умы, богатым – таланты (Анастасия Ординцова "про Степанова Степана")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Используются технологии uCoz
Rambler's Top100Top 100: ??????????, ?????? ? ???? Каталог www.webplus.info Литературный Каталог